От наших пользователей: воля как высшая психическая функция

Опубликовано: 19.6.2019
воля как высшая психическая функция

Как мы выяснили, за волевой регуляцией стоит системное функционирование многих психических процессов, поэтому волю можно понимать только как высшую психическую функцию (ВПФ).

Генезис ВПФ раскрывает механизм построения над природными, по уровню ниже, невольными функциями культурных, высших, произвольных функций. Следовательно, существуют два уровня организации воли как высшей психической функции.

Если рассматривать свободу как высшую психическую функцию, как продукт исторического развития, необходимо понимать каждый волевой процесс, прежде всего как процесс социальный, общественный, интерпсихологический.

На вопрос "Что такое свобода: миф или реальность?", Которое стоит не только перед психологами, но и перед всеми людьми в повседневной жизни, следует ответить - такая психическая реальность, как воля, существует. И ее надо понимать как высшую психическую функцию.

Важной характеристикой ВПФ является их опосредованность различными психологическими орудиями - знаковыми системами (словами, схемами, картинами, формулами и т.п.). Среди психологических знаков язык играет ведущую роль, поэтому речевая опосредованность ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

Идеи Л.С. Выготского о развитии высших психических функций могут стать основой для выработки критерия оценки волевого развития. ВПФ - одно из основных понятий современной психологии. Это сложные психические процессы, прижизненно сформированы, социальны по своему происхождению, опосредованы по психологическому строению и произвольны по способу своего существования.

Следовательно, воля включается в функциональную систему, которая представляет собой единство разных психических процессов. При этом следует еще раз заметить, что свобода не подменяется ними, а выступает с ними в единстве, поскольку имеет свои законы функционирования. Изменения, осуществляемые волей, характеризующие генетический аспект развития высших психических функций.

Выделяют два уровня этих психических образований: природные, которые детерминированы действием генетического фактора, и культурные, которые формируются полностью под влиянием социальных взаимодействий.

Л.С. Выготский в свое время говорил о необходимости уточнения терминологии, с помощью которой дается психологическая характеристика воли. Современные исследователи свободы (В. А. Иванников) настаивают на том, что воля у человека формируется как высшая психическая функция.

Подобный подход к генезису функции свободы приводит к рассмотрению ее как речевому поведению, поскольку слово всегда знак или символ. В развитом волевом акте происходит превращение вещания в выполнение действия. В онтогенезе развитие свободы заключается в том, что ребенок сначала выполняет советы, просьбы, приказы других (взрослых) в совместной деятельности и управляет другими, а в дальнейшем учится управлять собой, используя вещание как универсальное средство общения.

Свободе присуще социальное происхождение такой же степени, как и сознанию человека в целом. Воля представляет собой интериоризацию социальных ценностей в субъективное достояние и принцип поведения. Сначала один человек обосновывает необходимость определенных требований, а другой их выполняет, а потом человек сам ставит перед собой требования и выполняет их.

Второй, высшей степенью является целевая, культурная воля. Уровень организации этой воли - результат общественно-исторического развития, продукт культурного развития ребенка (взрослого человека) под влиянием социальной среды.

Социальный характер свободы как высшей психической функции проявляется в том, что ребенок (взрослый) организует свое поведение, учится произвольно управлять им с помощью психологических орудий (знаков). Воля формируется в процессе использования ребенком относительно самого себя тех средств, которые применяет к нему другой человек.

Онтогенетически ниже степенью развития воли является гипобулические реакции (примитивные, несознательные волевые акты). Это так называемая "слепая" воля (без осознания ситуации), которая не связана с интеллектуальными механизмами и зависит от актуального момента.

Так, самоконтроль и регуляция своего поведения: умение сдерживать непосредственные импульсы, стремление подчинить свое поведение известному игровому правилу, направить поведение согласно цели игры, - все это элементы саморегуляции, которые можно назвать волевыми процессами. Первоначальные их проявления возникают в совместном взаимодействии (игра по правилам) детей.

Так, уже во время кризиса первого года жизни для ребенка характерен активный интерес к окружающему. Определяющим для этого периода становится проявление гипобулической воли. У ребенка возникают первые проявления протеста, оппозиции, противопоставление себя другим. Эти явления называют гипобулическими в том смысле, что они составляют качественно ниже ступень в развитии волевых действий; принадлежа к волевой реакции, они еще не дифференцированы на волю и эмоции.

Источник: http://disciples-world.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться